УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ «Берёзка»
______________Н.А. Лукашенко
ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
МБДОУ Канифольнинский детский сад «Берёзка»
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано для муниципального образовательного учреждения Канифольнинский детский сад «Берёзка» (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ДОУ, на основании инструктивного письма Министерства образования РФ «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 №2, Главного управления образования администрации Красноярского края № 170 «Об открытии логопедических пунктов при учреждениях образования» от 29.08.2000 г., Примерного положения о логопедических пунктах в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, утвержденного приказом управления образования Нижнеингашского района Красноярского края.
- Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта в ДОУ.
- Логопедический пункт в ДОУ создается в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи от 4 до 7 лет и разъяснения специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников.
- Логопедический пункт ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами РФ, указами Президента РФ, приказами Минобразования РФ, Уставом ДОУ, договором между ДОУ и родителями (законными представителями), настоящим положением, приказами управления образования администрации Нижнеингашского района, приказами заведующего ДОУ.
- Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации по решению учредителя или заведующего ДОУ.
2. Основные задачи логопедического пункта
2.1. Основными задачами логопедического пункта ДОУ являются:
- своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
- определение их уровня и характера;
- устранение этих нарушений;
- распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).
3. Организация деятельности логопедического пункта
3.1. Деятельность логопедического пункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков (этапов): диагностического, коррекционного, оценочно-контрольного.
3.2. Логопедический пункт ДОУ открывается при наличии на начало учебного года 25 детей с нарушением произношения отдельных звуков на 1 ставку, на 0,5 ставки - 12-16 человек.
3.3. Зачисление в логопедический пункт ДОУ осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. Данные о детях, нуждающихся в логопедической коррекции, регистрируются в списке о зачислении детей в логопедический пункт (приложение 1),
3.4. Предельная наполняемость логопедического пункта ДОУ — не более 25 человек. На каждого воспитанника, зачисленного в логопедический пункт ДОУ, учитель-логопед заполняет речевую карту (приложение 2).
3.5. В логопедический пункт ДОУ в первую очередь зачисляются дети подготовительной к школе группы, дети старшей группы, имеющие нарушения произношения нескольких звуков, или нарушения, резко несоответствующие возрастной норме, а также дети средней группы, имеющие недостатки произношения. Дети, не зачисленные в логопедический пункт, но нуждающиеся в логопедической помощи, зачисляются в него по мере освобождения мест. Данные о них заносятся в список детей, ожидающих зачисления в логопедический пункт (приложение 3).
3.6. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Длительность занятий от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Формами логопедической коррекции являются индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия. Частота проведения определяется степенью выраженности нарушенных компонентов речи. Данные о детях, нуждающихся в индивидуальной логопедической помощи, заносятся в список детей, зачисленных на логопедические занятия (приложение 4).
3.7. Периодичность фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития.
3.8 Выпуск воспитанников из логопедического пункта ДОУ производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений речевого развития. Данные о детях заносятся в список детей, выпущенных из логопедического пункта ДОУ (приложение 5).
4. Руководство логопедическим пунктом
4.1. Общее руководство логопедическим пунктом ДОУ осуществляет заведующий ДОУ.
4.2. Заведующий ДОУ:
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-
педагогической работы;
- подбирает педагогов для коррекционной работы.
4.3. Учитель-логопед:
- проводит регулярные занятия с воспитанниками по исправлению различных нарушений речевого развития;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам речевого развития, развития коммуникативных и других способностей воспитанников
- разъясняет педагогам, родителям (законным представителям) задачи и специфику коррекционной работы по преодолению дефектов речевого развития воспитанников;
- участвует в работе методического объединения учителей-логопедов района;
- представляет до 30 мая ежегодно анализ работы.
4.4. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 16 отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми и 4 часа на организационно- методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.
4.5. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием, согласно рекомендуемому списку.
5. Документация учителя-логопеда.
- план работы логопедического пункта на учебный год;
- речевые карты на каждого ребенка, зачисленного в логопедический пункт;
-список детей, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на начало года по результатам первичного обследования;
- список детей, зачисленных на занятия на данный учебный год;
- список детей, поставленных на очередь в логопедический пункт;
- список детей, выпущенных из логопедического пункта ДОУ
- календарно-тематическое планирование логопедических занятий;
- план индивидуальной коррекционной логопедической работы на учебный год;
- тетради для индивидуальных занятий по коррекции речи;
- режим работы учителя-логопеда;
- расписание занятий с детьми;
- анализ результатов работы за учебный год.
Приложения
Приложение 1
Список детей, нуждающихся в логопедической коррекции
МДОУ Тинской детский сад №2 «Солнышко »
На учебный год
№ |
Ф.И. ребенка
|
Дата рождения |
Группа |
Дата обследования
|
|
|
|
|
|
Учитель-логопед
Приложение 2
Речевая карта
1. Дата поступления в логопункт______________________________________________
2. Фамилия, имя_____________________________________________________________
3.Возраст__________________________________________________________________
4. Откуда поступил ребенок___________________________________________________
5. Ф.И.О. родителей, место работы, должность
Мать______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Анамнез:
От какой беременности по счету_________________________________________________
Как протекала беременность и роды______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Когда закричал________________________________________________________________
Как протекало раннее развитие:
Стал держать головку__________________________________________________________
Вставать_____________________________________________________________________
Какие заболевания перенес до года_______________________________________________
7. Речевое развитие ребенка:
Гуление__________________________Лепет_______________________________________
Первые слова_____________________Фраза_______________________________________
Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, по каким причинам, как долго длилось, с какими последствиями)________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Слух_______________________________________________________________________
9. Зрение_____________________________________________________________________
10.Интеллект_________________________________________________________________
11. Речевая среда и социальные условия_________________________________________
_____________________________________________________________________________
Обращались ли раньше к логопеду________________________________________________
Как долго длились занятия______________________________________________________
Как сам ребенок относится к речевому дефекту_____________________________________
12. Общее звучание речи_______________________________________________________
Темп ____________________________Голос_______________________________________
Разборчивость____________________Дыхание_____________________________________
13. Обследование артикуляционного аппарата:
Правильность прикуса__________________________________________________________
Строение неба_________________________________________________________________
Строение зубов________________________________________________________________
Строение языка и его подвижность_______________________________________________
Строение губ и их подвижность__________________________________________________
Состояние подъязычной связки___________________________________________________
14. Общая моторика:
Координация движений_________________________________________________________
Мелкая моторика______________________________________________________________
Ведущая рука__________________________________________________________________
15. Общее развитие ребенка:
Разговорно- описательная беседа:
Как тебя зовут?____________________Сколько тебе лет?_____________________________
Где ты живешь?________________________________________________________________
Кем работает мама_____________________________________________________________
Есть ли у тебя друзья___________________________________________________________
Счет прямой______________________Обратный____________________________________
Счетные операции_____________________________________________________________
Геометрические фигуры_________________________________________________________
Основные цвета________________________________________________________________
Оттеночные___________________________________________________________________
Ориентировка во времени_______________________________________________________
Ориентировка в пространстве____________________________________________________
Способность к логическому мышлению___________________________________________
Обследование понимания речи:__________________________________________________
Числа _____________________Рода______________________Падежа__________________
16. Связная речь
Составление рассказа по сюжетной картинке_______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии картин____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рассказ-описание______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Обследование грамматического строя языка
Образование имен существительных родительного падежа от имен существительных именительного падежа
Мост____________________________ухо__________________________________________
Дом_____________________________воробей______________________________________
Стул____________________________пчела________________________________________
Ведро___________________________утенок_______________________________________
Образование уменьшительно-ласкательных форм
Дом_______________________________елка_______________________________________
Гриб______________________________Женя_______________________________________
Стул______________________________Вика_______________________________________
Префиксальное словообразование
Шел__________________________________________________________________________
Согласование имен существительных с прилагательными
Синий шар_________________________красный флажок_____________________________
Синяя машина______________________красное солнышко___________________________
Синее платье_______________________красная звезда_______________________________
Согласование имен существительных с числительными
Один два пять
Ухо__________________________________________________________________________
Помидор______________________________________________________________________
Кукла________________________________________________________________________
Ручка________________________________________________________________________
Стул_________________________________________________________________________
18.Предметный словарь
Объяснение значения слов
Холодильник__________________________________________________________________
Пылесос______________________________________________________________________
Назвать части предметов и показать
Чайник:
Носик__________________________ донышко______________________________________
Крышка________________________ ручка_________________________________________
Стул:
Сиденье________________спинка_______________________ножки____________________
Уровень обобщений
Куртка, платье, носки,брюки,свитер_______________________________________________
Сапоги, туфли, валенки,ботинки__________________________________________________
Кастрюля, тарелка,чашка,сковорода_______________________________________________
Яблоко, лимон,груша,банан______________________________________________________
Свекла, морковь, капуста, огурец_________________________________________________
Утка, воробей, голубь,синица____________________________________________________
Волк, заяц,лиса,лошадь,медведь__________________________________________________
Машина, самолет, корабль, паровоз_______________________________________________
Словарь антонимов
Широкий_________________________сухой_______________________________________
Длинный_________________________веселый_____________________________________
Здоровый________________________большой_____________________________________
Высокий_________________________прямой______________________________________
Темный__________________________холодный____________________________________
19.Словарь признаков
Подбор качественных прилагательных
Лимон (какой?)________________________________________________________________
Платье ( какое?)________________________________________________________________
Подбор относительных прилагательных
Матрешка из дерева____________________________________________________________
Сумка из кожи_________________________________________________________________
Ручка из пластмассы____________________________________________________________
Стакан из стекла_______________________________________________________________
Сок из яблока_________________________________________________________________
Подбор притяжательных прилагательных
Чей хвост________________________Чей дом______________________________________
20.Глагольный словарь: Что делает?
Повар____________________________почтальон___________________________________
Врач_____________________________учительница_________________________________
21.Кто как голос подает?
Кошка__________________корова_______________________собака___________________
Гусь____________________утка_________________________лягушка__________________
Петух___________________лошадь______________________свинья___________________
22.Звукопроизношение:
Ссззц шш жж лл рр й гг кк х бб пп дд тт иы чщ
_____________________________________________________________________________
Дифференциация звуков
С-з с-ш ш-ж ц-сь ц-ть ч-с ч-ть ч-щ л-р п-б т-д к-х и-ы
_____________________________________________________________________________
Повтори: та - да -та да-та-та па - ка- ка па- ба- ба
_____________________________________________________________________________
Повтори: кот- год- кот том- дом – ком
_____________________________________________________________________________
23.Фонетический слух _________________________________________________________
24.Анализ звукового состава речи:
Выделение первого звука в слове
Алик____________________утка____________________город________________________
Оля______________эхо________________волк__________________Ира_____________
Выделение последнего звука в слове
Пух_____________________сок____________________мак___________________________
Мука____________________шары__________________руки__________________________
25.Произношение слов сложного состава:
Строительство__________________________велосипед______________________________
Милиционер____________________________аквариум______________________________
26.Повторение предложений:
Экскурсовод проводит экскурсию________________________________________________
Сапожник чистит сапоги________________________________________________________
27.Обследование чтения_______________________________________________________
28.Обследование письма______________________________________________________
Логопедическое заключение:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Список детей, поставленных на очередь в
логопедический пункт
№ |
Фамилия, имя |
Группа |
Дата постановки на очередь |
Логопедическое заключение |
Дата зачисления в логопедический пункт |
|
|
|
|
|
|
Учитель-логопед
Приложение 4
Список детей, зачисленных на логопедические занятия
№ |
Группа |
Дата |
Фамилия, имя ребенка |
Логопедическое заключение |
|
|
|
|
|
Учитель-логопед
Приложение 5
Список детей, выпущенных из логопедического пункта ДОУ
№ n/n |
Группа |
Дата |
Фамилия, имя ребенка
|
Состояние речи |
Примечания |
|
|
|
|
|
|
Учитель-логопед