Конспект НОД в средней группе.
Тема: "КОСМОС".
Цель: закреплять знания детей о космосе и космических полётах.
Задачи:
- Познакомить с названиями планет Солнечной системы;
- Познакомить с названиями летательных современных аппаратов;
- Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы;
- Расширить знания о тренировочных испытаниях космонавтов;
- Активизировать словарь детей: космонавт, космический корабль, орбитальная станция, скафандр, ракета, иллюминатор;
- Учить отвечать на вопросы, используя простые и сложные предложения;
- Развивать фантазию, воображение детей;
- Развивать мелкую моторику;
- Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе, космических летательных аппаратах, чтение и разучивание стихов, беседы, просмотр презентации, мультфильмов, разучивание космической физкультминутки «Ракета», прослушивание музыкальных композиций по теме.
Оборудование: Иллюстрации о космосе, картинки с изображением планет солнечной системы, летательных космических аппаратов, портрет Ю.А.Гагарина, фото с изображением Белки и Стрелки, эмблемы для детей, материал для заданий по подгруппам, детская энциклопедия «Космос», материал для проведения опытов, материал для украшения булочек.
Музыкальный ряд: песня «Трава у дома» в исполнении группы «Земляне», музыкальные композиции на космическую тему.
Ход занятия I часть:
Дети входят, становятся в круг.
Воспитатель: Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо
Береги свою планету – ведь другой похожей нету!
Ребята, как вы думаете, о какой планете говорится в стихотворении? (Ответы детей).
Сегодня я предлагаю окунуться в бесконечность Вселенной и отправиться в увлекательное космическое путешествие. Мы вспомним, какие планеты существуют в нашей галактике, кто был первым космонавтом, узнаем много интересного. Раз мы собираемся в космос, как вы думаете, на чём можно отправиться? (Ответы детей)
Посмотрите, какая замечательная ракета! Давайте пройдём на свои места. Пристегните ремни и пока мы взлетаем, послушайте небольшой рассказ. (Под тихую космическую музыку) Представьте ночное, небо! Там столько красивых звезд! Люди с давних времён любили смотреть на звезды, им было очень интересно – какие же они на самом деле! И вот однажды, самые смелые решили полететь в космос! К звездам! Для полета люди построили космическую ракету, подготовили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь к звездам. Когда всё было готово, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК! ».(Фонограмма ракеты на старте). Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель, и она устремилась высоко в небо. В космосе человек увидел много разных планет, которые вращались вокруг одной самой яркой и, которую называют Солнце. (В какой одежде выходят в космос?)
Первая остановка называется «Дружная семья» (Беседа о планетах).
Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи – Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни находятся ближе к Солнцу, другие – дальше. Каждая планета движется по своей собственной орбите. Ни одна планета никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какие планеты есть в нашей солнечной системе. Ответы детей (Меркурий, Венера, Марс, Земля, Плутон, Юпитер, Уран, Нептун, Сатурн).
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий, два - Венера, три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть - Сатурн, семь – Уран, за ним Нептун.
Он восьмым идёт по счёту, а за ним уже потом,
И девятая планета под названием Плутон.
Они так далеко находятся от земли, что кажутся нам лишь маленькими точками.
Воспитатель: Сейчас ребята расскажут стихи о звездах.
Что такое звёзды? Если спросят вас —
Отвечайте смело: раскалённый газ.
И ещё добавьте, что притом всегда
Ядерный реактор — Каждая звезда!
В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете.
День летит, и ночь летит и на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной, шар земной – наш дом родной.
Пристегните ремни безопасности следующая остановка «Головоломка»
Детям предлагается работа по подгруппам за столами.
Дидактическая игра «Семейка слов»
Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».
- Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
- Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
- Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
- Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам (звездочет)
Пристегните ремни безопасности следующая остановка «Спортивная»
Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь). Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома - орбитальные станции. Спутники, запущенные с Земли присылают снимки нашей планеты и снимки космического пространства.
Космонавт должен быть смелым, почему? (люди не знают с чем, они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета).
Ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле.
Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом?
А вот еще одно испытание – представьте, вас посадили в кресло, пристегнули ремнями и, машина со страшной силой закружила бы, это кресло: вверх, вниз, туда-сюда.
А еще, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадет.
Рассыпалось ночью зерно, а утром – нет ничего. (Звезды)
Над домами у дорожки висит кусок лепёшки.(Месяц, луна)
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.(Звёзды)
Следующая остановка «Экспериментальная»
Тема: Поиск воздуха
Цель: помочь обнаружить воздух вокруг себя.
Материал: вода.
Оборудование: вертушки, ленточки, флажки, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость, полиэтиленовые пакеты.
Ход занятия-экспериментирования
1.Постановка исследовательской задачи
Воспитатель предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.
2.Прогнозирование результата
Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Как можно доказать, что вокруг нас есть воздух?» ( Предложения детей)
3.Выполнение эксперимента
Не размахивайте сильно предметами, особенно когда рядом другие дети. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик, машут ленточкой и т. д.)
Вывод. Вокруг нас есть воздух.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше космическое путешествие, пора возвращаться домой, пристегните ремни (Фонограмма песни «Трава у дома»).
Ребята, понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего? Наверное, вы проголодались? У меня есть ещё один сюрприз. Сейчас я предлагаю вам приготовить угощение для друга, с которым подружились во время нашего путешествия. (Оформление кусочка торта для своего друга)
Сегодня мы узнали точно
Кто космонавтом может быть.
Кто покорит простор вселенной
И космос весь избороздит.
Желаю всем побольше счастья,
Здоровья крепкого сполна.
Веселья, творчества, терпенья
В душе весеннего тепла.